Санкт-Петербургский Союз художников

ООО «Комбинат «Скульптура»

Основан в 1974 году

Пресс-релизы ООО «Комбинат «Скульптура»

7 октября 2009 года

Открытие памятника поэту Сергею Есенину

7 октября 2009 года в Санкт-Петербурге на пересечении ул. Есенина и Северного пр. состоялось открытие памятника поэту Сергею Есенину, созданного скульптором А. С. Чаркиным на производственных мощностях ООО «Комбинат «Скульптура» при финансовой поддержке строительных компаний ЗАО «Строительный трест» и ЗАО «Ленжилстрой».

В мероприятии приняли участие представители администрации Выборгского района Петербурга, общественных организаций и объединений, деятели культуры и искусства. К открытию памятника был приурочен конкурс детского рисунка «Мир глазами Есенина», проводившийся в четырех школах Выборгского района и школе-интернате города Рязани.

История идеи создания памятника Есенину в Выборгском районе Санкт-Петербурга насчитывает более десяти лет. Как известно, подавляющее большинство монументов, установленных в Санкт-Петербурге, располагается в историческом центре города. Вместе с тем, спальные районы, в которых проходит значительная часть повседневной жизни горожан, остаются незаслуженно забытыми авторами и меценатами. Проект, реализованный к 115-летию со дня рождения С. Есенина, станет шагом на пути формирования культурной среды петербургских окраин. В этом уверен генеральный директор ООО «Комбинат «Скульптура»» Павлов Юрий Михайлович.

Открытие памятника Есенину на пересечении ул. Есенина и Северного пр. совпало с демонтажом другой скульптуры, посвященной великому поэту, с 1995 года располагавшейся в Таврическом саду (автором также является А. С. Чаркин). Мраморный памятник, неоднократно страдавший от действий вандалов, был направлен на реставрацию, которая, по предварительным оценкам, может продлиться несколько месяцев.

Беспокойство за дальнейшую судьбу фигуры из Таврического сада побудило Альберта Серафимовича Чаркина взять за основу новой работы композиционное решение первого памятника. Вместе с тем, образ поэта, воплощенный в этих двух скульптурах, значительно отличается. В первом памятнике отражена трагичность судьбы Есенина, его неоднозначное отношение к действительности и внутренняя противоречивость. Новая скульптура представляет поэта во время его первого визита в город на Неве, присевшим на парапет набережной и вдохновенно глядящим вдаль. Что скрывается за этим мечтательно-задумчивым выражением лица? Быть может, вера в светлое будущее? Или печаль по «Руси уходящей»? Ответ внимательному зрителю может подсказать ряд художественных приемов и деталей, например, ветка рябины, которую поэт держит в руке. В отличие от клена — образа трагического для Есенина — рябина символизирует надежду на возрождение всего того, что поэт так боится утратить в жизни современной ему России. Эта надежда совсем не тождественна оптимизму уверенного в своей победе борца, вместе с тем, нет в ней и меланхолии. Стихотворение «Покраснела рябина…» (1916), наверное, передает это настроение в полной мере. Возможно, именно оно легло в основу образа, созданного скульптором.

Открытие нового памятника Сергею Есенину вызвало противоречивые отзывы общественности и представителей СМИ. Хочется надеяться, что развернувшаяся дискуссия не ограничится новостными публикациями, а станет основой для серьезного и вдумчивого обсуждения.

М. Павлов. Фото — ЗАО «Строительный трест», ООО «Комбинат «Скульптура».


© ООО «Комбинат «Скульптура», 2007–2013